click
Заявка в 1 клик
×
burger
photo
автор:
Мария Филатова,
интернет-маркетолог
time Время чтения: 5 минут
Отправим материал вам на почту:

Главная причина для сокращения трат предприятия – кризис. Чем раньше мы поймем, что он наступил, тем раньше мы предпримем необходимые действия, чтобы удержаться на рынке.

Если вы заметили, что:

Это значит, что в сфере наступил кризис.

Что делать?

Специалисты выделяют три основные стратегии, к которым прибегают компании для преодоления сложного периода:

  1. Расширение или смена рынка и ниш, в идеале – с переходом на более высокий уровень, который отличается и большей стабильностью, и меньшими затратами. Вместе с этим можно привлекать клиентов из других регионов.
  2. Наращивание объема и эффективности производства. В этом случае максимально автоматизируются рабочие процессы, отслеживаются показатели конверсии.
  3. «Заморозка». Подразумевает оптимизацию расходов предприятия. В приоритет выходят самые выгодные варианты заработка, а проекты, требующие инвестиций, приостанавливаются.

Наиболее часто руководители компаний выбирают второй и третий вариант, но не всегда делают это разумно. В условиях кризиса нельзя «экономить на спичках», а даже наоборот: некоторые расходы нуждаются в увеличении.

Проводимые опросы подтверждают, что наиболее успешные компании не только не сокращают затраты в кризисный период, но наоборот – делают ставку на повышение эффективности и развитии предприятия.

На чем можно сэкономить?

Если же оптимизация расходов неизбежна, то её целесообразно проводить «вручную», после внимательного изучения и анализа затрат. Проще всего начинать с выделения трат в группы:

Эффективные – напрямую связанные с получением прибыли:

  1. Расходы, обеспечивающие работу предприятия. Если компания не может платить своим сотрудникам, оплачивать налоги, находить заказчиков – её существование будет недолгим. Снизить налоговые издержки можно заключая договоры с ИП и юридическим лицами, а также переделывая предприятия структурно в холдинг, на который распространяется упрощенная система налогообложения.
  2. Основное обеспечение. Сюда входит оплата коммунальных счетов, аренды, средств связи. Как правило, сократить такие расходы либо невозможно, либо возможно в определенной мере. Поможет временное снижение арендной платы или сдача части занимаемой площади в субаренду, переход на более выгодные тарифы коммунальных услуг.
  3. Материалы и сырье. Вносить изменения в эту статью расходов стоит осторожно: велик риск потерять покупателей, если качество продукции упадет слишком низко. Здесь выручит изменение условий контракта с текущим поставщиком или поиск других партнеров.
  4. Реклама. Большинство компаний не отслеживают свой рекламный бюджет, искренне считая, что продукт должен быть на слуху, чтобы его покупали. И это верно, однако, можно выделить наиболее эффективные способы рекламы, чтобы вкладывать бюджет только в них.
  5. Неэффективные – никак не способствуют получению прибыли:
  6. Социальная поддержка сотрудников. Сокращение льгот не так огорчает сотрудников, как снижение заработной платы. Решение убрать дополнительные «плюшки» должно быть временным, и персонал должен об этом знать.
  7. Прочие траты. Сюда можно отнести всё то, без чего компания и её персонал могут спокойно существовать: корпоративная атрибутика, новые диваны в приемную, шикарный корпоратив и прочие излишества.
  8. Производственный брак или порча продукции, недостача, простои. Бороться с такими тратами нужно в первую очередь.

Руководству порой сложно определить к какой группе относится та или иная статья затрат – эффективных или неэффективных. Особенно часто с проблемой сталкиваются малый и средний бизнес, так как повышение расходов по отдельным направлениям может быть незаметно при одновременном развитии фирмы.

Выделяют также несколько статей расходов, которые стоит рассматривать отдельно от остальных. Экономить на них не рекомендуется даже в самый сложный период:

  1. Маркетинг. Удержаться на плаву сможет только та компания, которая умеет работать с рынком, постоянно предлагает новые продукты и умеет их преподносить целевой аудитории. Исследования, проводимые в период кризиса 2008 года, подтверждают: компании, которые увеличили маркетинговый бюджет, получили более высокую долгосрочную прибыль.
  2. Работники компании. Сложно решить проблемы предприятия без хороших кадров. «Оптимизация» заработной платы ключевых специалистов только усугубит положение дел. Также не стоит забывать поощрять тех сотрудников, чьи идеи идут на пользу, и вкладываться в их обучение.
  3. Развитие бизнеса в соответствии с актуальными требованиями. Неоправданное использование устаревших технологий ничем не поможет в кризис.
  4. Экономическая безопасность бизнеса. Попытки сэкономить на этом пункте выливаются в ещё большие финансовые потери.

Маркетинг в кризис

Для того, чтобы удержаться на плаву, у предприятия возникает потребность в пересмотре текущей маркетинговой стратегии. Сложность заключается в том, что в кризисный период для рынка характерны быстрые изменения, которые сложно предвидеть и ещё сложнее успеть подготовиться к их последствиям. Таким образом, основная задача отдела маркетинга в этот период – в максимально сжатые сроки:

Как быть интернет-магазину?

В первую очередь, интернет-магазин не должен экономить на сайте, поскольку это самый главный способ взаимодействия с клиентами. Конкуренция в сети ничуть не меньше, чем «оффлайн», особенно если продвижение идет в Москве, где много сильных соперников. Поэтому нужно учитывать ряд требований:

1. Сайт должен работать на подходящей платформе. На выбор системы влияют объем каталога товаров, предполагаемые функции, а также удобство работы в CMS. Предпочтение стоит отдать известным, проверенным платформам, а не конструкторам.

2. Сайт хорошо проработан с технической стороны:

3. Сайт должен быть красивым, потому что он создает первое впечатление посетителя о магазине. Ресурс с устаревшим дизайном, плохо сочетающимися цветами, вычурными шрифтами и низкокачественными фото – не похоже на сайт действующей, успешной фирмы. Посетителю не интересно искать причины ужасного вида, он просто уйдет к конкуренту с приятно оформленным сайтом.

4. Сайт должен быть удобным для посетителя. Навигация должна быть интуитивной, чтобы покупатель без проблем мог найти интересующие его информацию или товар. Здесь действует то же правило, что и со скоростью загрузки: чем дольше нужно искать, тем выше вероятность отказа.

5. Сайт должен быть оптимизирован для поисковых систем. Большинство клиентов интернет-магазинов приходят именно из выдачи поисковиков, поэтому нужно с ними «дружить». Рекомендации по настройке ресурса можно найти на соответствующих сервисах Google и Yandex, но разумно делегировать эту задачу стороннему SEO-специалисту, который сделает всё необходимое грамотно и быстро. Здесь важно отметить, что оптимизация проводится не один раз и навсегда, поскольку требования поисковых систем меняются.

Содержание собственного сайта может влететь в копеечку малому и среднему бизнесу, но современная реальность такова: без клиентов из интернет-пространства компания с высокой вероятностью будет выживать, а не развиваться.

Полезные инструменты

Для компаний всех форматов оптимизация невозможна без грамотного применения ряда инструментов:

  1. Учет затрат. Это полезно не только в период кризиса: учет и понимание того, куда идут средства компании, помогает контролировать расходы в любой период.
  2. Чат-боты. Кроме того, что их использование позволяет сократить штат отелов продаж и поддержки, виртуальные собеседники также полезны для сегментации лидов и выбора сценария для работы с ними.
  3. Франшиза. Позволяет получить дополнительную прибыль при сокращении трат на открытие торговых точек. Идеальный вариант в случае, если ваш товар пользуется спросом, но здесь важно не упустить из вида необходимость постоянной работы с франчайзи: контроля показателей эффективности, организации консультаций и тренингов.
  4. Эффективное управление. Привлечение руководителей к работе «в поле» не только повысит их авторитет, но и поможет им увидеть и исправить ошибки подчиненных, помочь в трудных вопросах.
  5. Обучение сотрудников. Инструмент наиболее эффективен в связке с предыдущим. При обнаружении большого количества однотипных ошибок в работе с клиентами имеет смысл провести обучающий тренинг для сотрудников, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос.
  6. Контроль качества. Производственный брак влечет за собой дополнительные издержки, поэтому разумно определить ответственность за чрезмерное отклонение от допустимых норм.
  7. Аутсорсинг. Может быть эффективным решением, но в редких случаях вместо привлечения сторонних специалистов выгоднее содержать свой отдел.

Что ещё можно сделать?

  1. В особенно тяжелой ситуации можно рассмотреть ряд дополнительных мер:
  2. Воспользоваться государственными и региональными программами поддержки бизнеса. Доступны как поддерживающие выплаты, так и временное освобождение от налогов для компаний, которые соответствуют ряду требований.
  3. Взыскать долги с контрагентов. Процедура связана с рядом юридических тонкостей, поэтому разумно заранее просчитать насколько выгодно в текущей финансовой ситуации взывать к должникам компании.
  4. Перевести персонал на удаленную работу. Позволяет отказаться от трат на аренду и обслуживание офиса, но требует хорошего технического оснащения для поддержания контактов внутри компании.
  5. Подумать над реализацией остающихся после производства материалов и сырья.
  6. Оптимизировать логистику. Соблюдение сроков доставки, своевременное и удобное оповещение о прибытии, надежная упаковка – большой плюс, который при прочих равных поможет склонить покупателя к работе с вами, а не с конкурирующими компаниями.

Подводя итог

При грамотном управлении даже в период экономического спада можно извлечь выгоду для бизнеса.

Во-первых, нестабильная ситуация заставляет пересмотреть все статьи расходов и определить лишние.

Во-вторых, неконкурентоспособные компании уходят с рынка, но остаётся их аудитория, потребности которой будут удовлетворять оставшиеся предприятия.

В-третьих, многие поставщики дают скидки на свои товары и услуги. Заключенные в этот период контракты могут оставаться выгодными долгое время после преодоления кризиса.

Оцените материал:
Хотите вывести свой бизнес
на новый уровень?
Вам будет интересно